dvmurkus

Categories:

Уютная промзона (часть II)

Продолжаем рассказ о прогулке по промышленному району у станции метро «Полежаевская». С первой частью повествования можно ознакомиться здесь.

Каждую из фотографий можно посмотреть в полном размере, нажав на изображение.

Мы вышли на Магистральный переулок, свернули на 5-ю Магистральную улицу и подошли к забору Московского мельничного комбината № 3. 

Забор Мельничного комбината № 3
Забор Мельничного комбината № 3

У этого предприятия на заборе отлиты своеобразные гербы с колосьями в духе советской геральдики.

Колосья на заборе мелькомбината
Колосья на заборе мелькомбината

Столбы забора увенчаны чугунными шишками.

Чугунная шишка
Чугунная шишка

В начале 1943 г. в Москву из осаждённого Ленинграда доставили мукомольное оборудование одной из секций комбината им. С. М. Кирова. Было решено построить в столице второй крупный мелькомбинат, для чего передали пострадавшее от бомбардировок пятиэтажное здание бывшего склада Главунивермага в районе Магистральных улиц. Московскую сортовую мельницу № 3 запустили 20 декабря 1944 г., а в 1949 г. она стала Московским мельничным комбинатом № 3. 

Оглянемся и посмотрим в сторону Хорошёвского шоссе. 

5-я Магистральная улица
5-я Магистральная улица

Заросли левее фонарного столба находятся на участке учебного заведения, откуда мы и пришли, – его последние этажи малинового цвета выступают из-за листвы. Под ближайшим изгибом трубопровода находится проходная мелькомбината, а справа на снимке, возле ёлочек, – здание домостроительного комбината.

Теперь посмотрим на мельничный комбинат. Вот одно из его зданий.

Одно из зданий Мелькомбината № 3
Одно из зданий Мелькомбината № 3

Оно столь большое, что не помещается в кадр. Рядом с ним расположены другие, не менее крупные, строения.

Здания мелькомбината
Здания мелькомбината

Опустим взгляд: под трубопроводом видны двое чёрных ворот, в которые заходят поезда с зерном. Чтобы чрезмерно не занимать автомобильные дороги города, мелькомбинат имеет свою железнодорожную ветку, выходящую как на Белорусское направление, так и на Малое кольцо Московской железной дороги. 

Ворота для поездов
Ворота для поездов

Мы немного прошлись по ней. 

Путь к Белорусскому направлению Московской железной дороги
Путь к Белорусскому направлению Московской железной дороги

Недалеко от переезда стоит старый светофор с такой же нижней и центральной частями, что у фонарей уличного освещения 1950-х гг. Уверенно предположу, что он появился здесь вместе с мельничным комбинатом. 

Железнодорожный светофор на ветке Мелькомбината № 3
Железнодорожный светофор на ветке Мелькомбината № 3

А где же хранится зерно? В состоящем из цилиндров здании элеватора, как раз его мы и видели через забор учебного заведения. Первую очередь сооружения ввели в эксплуатацию в 1949 г., что и позволило мельнице стать комбинатом. Этот снимок сделан с 1-й Магистральной улицы, где у мелькомбината тоже имеется проходная.

Элеватор Мелькомбината № 3
Элеватор Мелькомбината № 3

Пора двигаться дальше. 

Клумба в промзоне
Клумба в промзоне

Глядя на снимок, разве подумаешь, что находишься в промзоне? 

Миновав завод по ремонту автокранов, мы прошли под мостом Звенигородского шоссе. 

Завод по ремонту автокранов
Завод по ремонту автокранов

Кстати, этот завод не так давно располагался у Шелепихинского моста, но его перевели сюда, чтобы построить станцию метро. Казалось бы, простое здание из силикатного кирпича, однако есть карнизы над окнами и под крышей. И промышленная архитектура должна радовать глаз. 

На 1-м Магистральном тупике раскинулся широкий газон с полевыми травами. В советской Москве они росли повсюду, будучи приютом для множества полезных насекомых. Кстати, сейчас при озеленении города стали постепенно возвращаться к такому виду газонов, высаживают и растения с высокими стеблями. 

Газон с полевыми травами
Газон с полевыми травами

Там же стоял венгерский автобус «Икарус» 256-й модели. Мне «Икарусы» запомнились уютным салоном и удобными креслами, вместительным багажным отсеком и приятной ездой. 

"Икарус"
"Икарус"

Затем мы вышли к путям Малого кольца Московской железной дороги в том месте, куда добрались летом 2013 г. 

На путях МК МЖД.
На путях МК МЖД.

Тогда мы прошли под мостом и, не увидев станционное здание из-за зарослей, прервали путешествие и сели в автобус. Если на верхнем снимке отображён вид в сторону проспекта Маршала Жукова, то здесь мы смотрим в направлении Красной Пресни (прямо) и Шелепихи (дома и деревья справа, за вагонами).

На станции Пресня
На станции Пресня

На перроне установлены приятные фонари, станция утопает в зелени. Здесь фотоаппарат направлен в сторону проспекта Маршала Жукова. 

Перрон станции Пресня
Перрон станции Пресня

Вот здание с залом ожидания и помещениями управления станцией. Скоро здесь откроется музей Московской Окружной железной дороги. Изначально дорога была отдельным предприятием, но после образования Московской железной дороги в 1959 г. вошла в её состав как Московско-Окружное отделение, Малым кольцом её стали называть для отличия от Большого кольца Московской железной дороги. 

Мост к залу ожидания
Мост к залу ожидания

Зал ожидания находился на втором этаже, поэтому к нему с перрона ведёт мост с навесом. Изначально на Московской Окружной железной дороге было пассажирское движение, однако в 1930-е гг. его закрыли и восстановили в 2016 г., причём пассажиры не пользуются ни одной из старых станций, для них в других местах построили новые сооружения. 

Вот ордер одной из колонн.

Колонны на станции Пресня
Колонны на станции Пресня

Человека не должны окружать сплошь плоские и острые предметы, поэтому и делали лепнину, создавали другие украшения. 

Спустившись по лестнице на уровень земли, мы пошли к автобусной остановке, откуда отправились на Шелепиху. 

Лестница с перрона станции
Лестница с перрона станции

Посмотрим на Фили, спустившись к воде на Шелепихинской набережной.

Вид на Фили с Шелепихинской набережной
Вид на Фили с Шелепихинской набережной

Ещё стояли краны в Западном речном порту, земли которого отдали под жилую застройку. В центре виднеется здание Гохрана России, бывшего Комитета Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, сейчас его облицевали серой плиткой, а тогда стены были украшены сиреневым металлом, лёгкость постройке придавали как ребристость листов металла, так и тонкие декоративные алюминиевые колонны во всю высоту сооружения. Слева за деревьями, на Шелепихинском берегу, стоит пристань Мелькомбината № 4. С неё разгружались суда с зерном, которое по подземному тоннелю подавалось на предприятие. 

Вот и сам комбинат. Тогда он ещё стоял, а сейчас здесь высятся 40-этажные громадины.

Мелькомбинат № 4
Мелькомбинат № 4

Снимок сделан, когда мы шли вдоль путей Белорусского направления Московской железной дороги, её мост пересекает Москву-реку как раз на Шелепихе. Дойдя до платформы Тестовская, мы сели на электричку – наша прогулка подошла к концу. 

До новых встреч!

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.