dvmurkus

Category:

Зимняя прогулка в марте 2013 г.

10 марта 2013 г. мы с другом прошлись по льду Москвы-реки от Кара́мышевской набережной до улицы Шено́гина. 

10 марта 2013 г.
10 марта 2013 г.

Тогда в марте было морозно, и река была скована толстым льдом, по которому не только ходили люди, но и ездили снегоходы. Сначала мы, спустившись с Карамышевской набережной, шли по берегу, но после пристани Верхние Мне́вники поняли, что удобнее идти прямо по льду. 

Мы ступили на лёд и пошли по середине русла вниз по течению, намереваясь добраться до Шелепи́хи. Затем мы прошли русло реки Таракановки, здесь её воды отстаиваются и фильтруются. 

Тарака́новка, река, левый приток реки Москвы. Длина 7,8 км (большая часть заключена в коллектор). Исток — в районе улицы Зои и Александра Космодемьянских, пересекает Рижское направление Московской железной дороги, Ленинградский проспект, Хорошёвское шоссе, устье — в районе 2-го Силикатного проезда. Приток — Ходынка («Москва». Энциклопедия. Гл. ред. А. Л. Нарочницкий. – М.: «Советская энциклопедия», 1980 – 688 с. с илл.). 

Один из её открытых участков мы видели в начале прогулки вдоль путей Малого кольца Московской железной дороги. Эту фотографию, как и все последующие, можно посмотреть в полном размере, нажав на картинку. 

Устье реки Таракановки
Устье реки Таракановки

На высоком левом берегу расположился Краснопресненский завод железобетонных конструкций. 

Краснопресненский завод ЖБК
Краснопресненский завод ЖБК

Завод имеет собственную пристань с высоким причалом и двумя высокими кранами, с помощью которых с речных судов выгружаются песок и другие необходимые для производства грузы. За ней вдоль берега стоят два здания Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации и сертификации в машиностроении (ВНИИНМАШ). Серо-голубое бетонное пристроено к кирпичному, которое мы рассмотрим позже. 

Заводская пристань
Заводская пристань

Взглянем на пристань подробнее и с разных точек. 

Пристань с причалом и кранами
Пристань с причалом и кранами

Хорошо видны горы песка и находящиеся за пристанью заводские сооружения. Чтобы борт судна не повреждался о железобетонный причал, на нём на тросах висят гирлянды резиновых шин.

Краны на пристани Краснопресненского завода ЖБК
Краны на пристани Краснопресненского завода ЖБК

Слева на горизонте растянулись бело-голубые дома на улице Мневники. На этом снимке хорошо видны жёлтые тележки с колёсами на концах красных опор, колёса движутся по рельсам, перемещается и весь кран. 

Вид на дома на улице Мневники
Вид на дома на улице Мневники

Посмотрим правее. К причалу подходят заросли, а за ними видны освещённые солнцем жилые дома на Шелепихе. На правом, Филёвском, берегу тоже имеется высокий бетонный причал, на нём стоит один кран, а другой, плавучий, – пришвартован к причалу. Это пристань Московского завода железобетонных изделий и труб. 

На льду Москвы-реки
На льду Москвы-реки

Над Шелепихой возвышаются стеклянные громадины «Москвы-Сити», часть из высотных зданий достраивается. Между ними дымит труба ТЭЦ (теплоэлектроцентрали) № 20 на Бережковской набережной. Ниже трубы видны жёлтые корпуса Мельничного комбината № 4. Он не зря построен рядом с Москвой рекой: у комбината имеется собственная пристань, откуда зерно доставляется по подземному тоннелю. 

Вид на Шелепиху и окрестности
Вид на Шелепиху и окрестности

Подойдём поближе к Московскому заводу железобетонных изделий и труб. Ниже по течению реки на левом берегу есть ещё одна пристань – на Шелепихинской набережной. 

Две пристани
Две пристани

На пристани имеются железобетонный причал и два крана. Однажды здесь грузили части фюзеляжа нового пассажирского самолёта Ил-86, который изготовили на заводе «Знамя труда» на Ходынском поле и по реке перевозили для испытаний в подмосковный Жуковский. Также пристань пригодилась и для доставки новой турбины на ТЭЦ № 16 для строящегося энергоблока ПГУ-420, здесь её в сентябре 2012 г. перегрузили на многоколёсное шасси и за две ночи доставили на 3-ю Хорошёвскую улицу. Описание перевозки турбины приводится в послесловии к настоящей заметке. 

Правый угол причала неокрашен и доступен для свободного посещения. На пристань можно заехать и зайти с Шелепихинской набережной рядом с фабрикой-прачечной, которая виднеется за кранами. На льду видны промоины, а ниже по течению ближе к Шелепихинскому мосту уже была открытая вода, поэтому выйти к набережной не получилось, и мы повернули назад. 

Пристань на Шелепихинской набережной
Пристань на Шелепихинской набережной

На левом берегу виднеется кирпичное строение, его правая часть выходит на улицу Шеногина, которая названа в честь революционера и командира подмосковного партизанского отряда Ф. М. Шеногина.

Шено́гин, Фёдор Михайлович (1888—1942), участник Октябрьской революции в Москве. Член Коммунистической партии с апреля 1917 г. Рабочий-электромонтёр завода «Тильманс» (ныне «Пролетарский труд»). В Октябрьские дни член Пресненского штаба Красной Гвардии и ВРК [Военно-революционного комитета]; во главе отряда нёс охрану Моссовета; участник боёв с юнкерами у гостиницы «Метрополь». Участник Гражданской войны. В последующие годы на советской и хозяйственной работе. Во время Великой Отечественной войны командовал партизанским отрядом в Подмосковье. Погиб в бою. Именем Шеногина в 1957 г. названа улица (в районе Шелепихи). («Москва». Энциклопедия. Гл. ред. А. Л. Нарочницкий. – М.: «Советская энциклопедия», 1980 – 688 с. с илл.)
Берег Москвы-реки на улице Шеногина
Берег Москвы-реки на улице Шеногина

Это здание, кажущееся по архитектуре жилым, относится к ВНИИНМАШу и стоит на пересечении улицы Шеногина с Шелепихинской набережной. Фасад имеет керамическую облицовку и лепнину. По генеральному плану 1935 г. Шелепихинскую набережную собирались застроить жилыми домами, однако жильё появилось не на всём её протяжении – выгодное положение Шелепихи использовали для развития московской промышленности, ведь недалеко от берега расположена железнодорожная станция Пресня, а река весьма удобна для грузовых перевозок во время навигации или с использованием ледоколов. Предполагаю, что именно поэтому возведённое жилое здание передали научной организации. Кстати, недалеко отсюда на Причальном проезде тоже имеется пятиэтажка, используемая в качестве административного здания. 

Здание ВНИИНМАШа на улице Шеногина
Здание ВНИИНМАШа на улице Шеногина

Возвращаясь во Мневники, полюбуемся красивым видом.  

Вид на Мневники
Вид на Мневники

Левый берег Москвы-реки ярко освещён солнцем. В центре над деревьями возвышается бело-красная башня знаменитой Октябрьской радиостанции на Октябрьском поле, что располагается между улицей Демьяна Бедного и 3-й Хорошёвской улицей. 

Левый берег Москвы между Мневниками и Шелепихой
Левый берег Москвы между Мневниками и Шелепихой

Это жилые дома на Карамышевской набережной. 

Жилые дома на Карамышевской набережной
Жилые дома на Карамышевской набережной

Сейчас многие виды уже стали историческими: застроена промзона между жилыми домами на Шелепихе и Краснопресненским заводом железобетонных конструкций, под снос намечается и сам завод; нет уже Мельничного комбината № 4, теперь на его месте стоят 40-этажные дома; собираются сносить Московский завод железобетонных изделий и труб; от пристани на Шелепихинской набережной остался лишь осиротевший без кранов причал. Москва-река в этих местах стала протекать будто бы по железобетонному ущелью...  

Тогда нам повезло и с погодой, соответствовавшей нашей широте и до середины 1990-х гг. обычной для Москвы. Надеюсь, и вам было приятно. 

До новых встреч! 


P.S. О перевозке турбины с причала на Шелепихинской набережной. 

Впечатляющую процессию ночью с 13 на 14 сентября могли наблюдать прохожие, оказавшиеся на Шелепихинской набережной. По улицам везли гигантскую турбину для нового энергоблока московской ТЭЦ-16. До рассвета платформа, на которой находился агрегат весом в несколько сотен тонн, успела проделать лишь часть пути. Самой сложной задачей оказалось вписаться в повороты. Её везли медленно, с остановками на каждом изгибе дороги и перед любым проводом, висящим поперек улицы. Только с причала на Шелепихинской набережной платформа с негабаритным грузом весом в 320 тонн выезжала два часа. Оператор самоходной электрической платформы и целая толпа логистов по миллиметрам выверяли траекторию движения. Только на прямых платформу тянул грузовик. На поворотах телегу от тягача отцепляли, и к работе подключался оператор электропривода. Начиналась игра 400-тонной машинкой на дистанционном управлении. «Мы проходили самоходным аппаратом сложный участок, потому что тягач не позволяет маневрировать на самоходном аппарате. А теперь цепляем грузовик – грузовиком по большим магистралям идти очень легко», – объяснил Сергей Гаврилов, оператор самоходной установки. Перед силовой установкой, преодолевшей несколько тысяч километров по железным дорогам Германии и Голландии, Балтийскому морю и Москве-реке – теперь завершающие два десятка поворотов и мост – Живописный. 20-осный длинномер, в кузове которого уместился бы и Ту-134, подбирали исключительно под параметры, а больше – особенности груза. Маршрут платформы согласовывали отдельно во многих ведомствах. «Учитывались нагрузки. Они не должны были превышать двадцати тонн на ось. Это разрешённая, в принципе, согласованная нагрузка», – отметил Евгений Терентьев, представитель логистической компании. Свои первые киловатты газотурбинный агрегат должен выдать в конце 2013-го. Инженеры «Мосэнерго» рассчитывают на это. Расширение мощностей ТЭЦ-16 – часть большой программы технического совершенствования всей Московской энергосистемы. «Непосредственно на ТЭЦ-16 планируется строительство одного энергоблока мощностью 420 мегаватт. Аналогичный блок уже в процессе строительства находится на ТЭЦ-20 и еще один подобный энергоблок, чуть меньшей мощности – 220 мегаватт – на ТЭЦ-12, которая находится близко к центру Москвы, на Бережковской набережной», – пояснил Сергей Шандаров, пресс-секретарь ОАО «Мосэнерго». Всю ночь на дорогах Москвы энергетикам помогали полицейские. Они перекрывали все улицы, по которым следовала платформа – от Большой Филевской до Крылатской. Там в районе 17-го дома турбина и встретила утро пятницы. «Вести-Москва» (Источник).


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.